Внеурочная деятельность. |
Фотогалерея
Лингвистический КВН. Описание методической разработки. Название. Интеллектуальная викторина «Лингвистический КВН» Краткая аннотация. Разработка представляет собой внеурочное занятие, которое может быть проведено в рамках Недели русского языка и литературы. Учебный предмет: русский язык. Уровень образования школьников. В игре принимают участие учащиеся 9 – 10 классов. Форма учебной работы: внеурочная. Технологические особенности. Для проведения игры необходимо следующее оборудование: компьютер, проектор для показа презентации. |
http://А.П.Чехов.pptx Презентация А.П. Чехов и наше село. |
День славянской письменности и культуры. Цель: способствовать воспитанию чувства гордости за свою культуру, уважения к предкам, оставившим великое духовное наследие. Классы 7 и 8. Слово учителя: - Мы живем в стране, которая называется Россия. (Россияне, русские, русичи). Каждый человек должен знать и помнить, откуда родом, кто его предки. Род, родился, Родина, родословная—все эти слова родственные(родственники), однокоренные. Сегодня мы при помощи нашего устного журнала еще раз обратимся ко своим истокам, воздадим дань прошлому. А помогут нам в этом странички, посвященные празднику славянской письменности. Будьте внимательны, мы будем вам задавать вам вопросы учитывать ответы и подводить итоги в конце нашей совместной работы. Ученик: Ой, давным-давно, 1000 лет назад Ученик: Не случайно же выбор пал тогда – Ученик: И создал Кирилл во короткий срок Ученик: С родной матушкой распростившися, Ученик: Встретил их народ с большой радостью,
Страница первая: «Дорога к письменности». 1-ый Ведущий. Итак, открываем нашу первую страницу. Всем известна поговорка: «Слово не воробей, вылетит—не поймаешь». - А можно ли поймать слово и передать другим? Как вы думаете? Сейчас мы поиграем в игру «Сломанный телефон». Но передать слово другому, конечно же, можно иначе, если его записать. Для этого нужно было изобрести письменность. Все началось, как думают некоторые ученые, с медведей. Было это очень давно. В те далекие времена люди жили в пещерах, ведь домов еще не было. Но в некоторых пещерах жили медведи. Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Так возникла дорога к письменности. 2-й Ведущий. Когда люди открыли рисуночное письмо, они уже прошли большой путь по дороге к письменности. Но впереди их ждало еще очень много трудностей. Ведь далеко не все можно выразить с помощью рисунков. Около пяти тыс. лет назад в Египте были созданы первые письменные знаки—иероглифы. Слово иероглиф означает «священные знаки». Каждый иероглиф означает слово или его часть. В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии. Страница вторая: «Бессмертный след Кирилла и Мефодия». 1-й Ведущий. Принято считать, что славяне до миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия не знали письменности. Но есть основание полагать, что до Кирилла и Мефодия славяне уже имели некий прообраз письменности. Более 1114 лет назад братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет письменности и знаний. Произошло это в 863 году. Братья! Двоицу святую
Братья родились в многодетной семье военачальника, служившего в Солуни, в городке на границе Болгарии и Греции. Мефодий был старше брата на 6 лет. Мальчики с детства знали 2 языка: родной греческий и славянский, т. к. население городка состояло наполовину из греков, наполовину из славян. Константин благодаря живому и быстрому уму, страсти к учению и прилежанию, получил блестящее образование при императорском дворе. Оба брата жили духовной жизнью, не придавали особого значения богатству, славе, карьере. Младший брат переводил, писал, создав азбуку по-славянски. Старший — издавал книги, руководил школой, писал гимны и поэтические проповеди. 2-й Ведущий. - Ну, а как же была придумана азбука славян?
Сначала Константин изобразил звуки, общие у славян и греков. Каждый неизвестный звук он пробовал записывать по-разному. Если знаки казались ему неуклюжими, он их заменял. Каждая буква должна быть простой и четкой—легкой для письма. Ведь книг славянам потребуется множество. 1-й Ведущий В связи с появлением славянской письменности, стали пустеть храмы, где проповедовали немецкие священники, и полны были, где звучала славянская речь. НЕ смогли с этим мириться немцы и объявили братьев и их книги вне закона. Вот тогда и пришлось братьям вместе с учениками отправиться в Рим. В Риме сам папа вышел к братьям, принял славянские книги, освятил их. Константину не суждено было вернуться на родину. Тяжело заболев, он принял постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Умирая, Кирилл сказал брату: » Вот, брат, были мы с тобой парой в одной упряжке и пахали одну борозду. И я на поле падаю, окончив день свой. Не смей оставлять учительство свое…» Мефодий, похоронив брата, вернулся к славянам, но по ложному доносу был заключен в темницу. На два с половиной года померк свет для того, кто сам нес свет людям. С огромным трудом ученикам удалось добиться освобождения Мефодия. Его просветительская и учительская деятельность продолжалась до самых последних дней. 2-й Ведущий. Вы узнали сейчас о том, когда и кем была создана наша азбука. Сегодня мы пользуемся с вами алфавитом, который нам кажется простым и удобным, но не всегда наша азбука была такой и выучить ее было гораздо труднее. - Посмотрите инсценированный эпизод из повести М.Горького «Детство». «Помню был тихий вечер; мы с бабушкой пили чай в комнате деда… Вдруг дедушка, достав откуда-то новенькую книжку, громко шлепнул ее по ладони и бодро позвал меня: - Ну – кА, ты , пермяк, солены уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это – аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это – что? - Буки. - Попал! Это?
-Веди…» -Какую пословицу можно подобрать к этому сюжету? ( Азбуку учат, во всю губу кричат!). Страница третья: «Из жизни русского алфавита». 1-й Ведущий. Следующая страничка поможет нам осуществить переход от славянской азбуки к русскому алфавиту. Сейчас мы вам покажем некоторые буквицы, а вы постарайтесь догадаться, что они обозначили. ( Учащиеся выходят с написанными на альбомных листах буквицами). А теперь прочитаем название букв славянского алфавита. Так почему названная книга, по которой вы учились читать - Азбука? -Посмотрим на первый славянский алфавит - кириллицу.
Аз – я; Буки – буквы, книги;
Веди – ведать, знать; Глаголь - говорю, слово; Добро – добро;
Есть – есть; Живете – жизнь; Земля - земля; И – и; Како - как;
Люди - люди; Мыслите – мыслите; -Почему буквы стоят именно в таком порядке? Что хотели сказать потомкам создатели азбуки? Какое важное значение хотели зашифровать Кирилл и Мефодий? Попытайтесь найти след тайных слов азбуки. Составим текст. (Я, книга, знающая слово добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю. Я – буквы, знающие и говорящие добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю.) То есть азбука учит добру, она рассказывает о жизни земли. 2-й Ведущий. -Можете ли вы назвать самую дорогую букву русского алфавита? «Ъ» занимала место где-нибудь в самом конце и – помалкивала. О.И. Сенковский очень сердился на букву «ъ»:. «Пагубнее всех и всего этот тунеядец «ъ» … на хвосте русских слов: он пожирает более восьми процентов времени и бумаги». 1-й Ведущий. Не замечая и не задумываясь, мы произносим слова, которым более сотен лет. Эти слова пришли из общеславянского в древнерусский, а потом в наш современный русский язык. Это знакомые всем нам слова: мать, отец, сын, брат, весна, зима и т. д. А сколько в нашем языке древних пословиц и поговорок, фразеологизмов, которые мы так часто употребляем. Игра «Собери пословицу» (От каждого класса выходит по 3 человека, получают полоски бумаги с частью пословицы.) Задание: составить целую пословицу. 2-й Ведущий. -Спасибо вам буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Солунские братья – гордость всего славянского народа. Ведь благодаря им мы узнали жемчужины народной мудрости. Страница четвертая: «День славянской письменности и культуры». 1-й Ведущий. -Что такое праздник? -День торжества, установленный в честь или память кого- либо или чего - либо. Отдавая дань памяти великим просветителям, болгарский народ издавна празднует 24 мая День славянской письменности. В 1885 году такой праздник отмечался и в России. Он был посвящен 1000- летию со дня смерти Мефодия. С мая 1986 года в Мурманске по инициативе писателей Кольского полуострова чествуют письменную историю славян. В школах города и области проводятся встречи с писателями, литературные вечера, конкурсы школьных сочинений, стенгазет, чтецов. 2-й Ведущий. Будем же как клятву повторять заповедные нам строки великого русского поэта Анны Ахматовой, написанные в феврале грозного 1942 года: Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова,- И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем навеки. Далее проводится викторина. 1.Какой язык является родоначальником современного языка? (Праславянский). 2. Второе название восточно-славянского языка. (Древнерусский). 3.С каким именами связано возникновение славянской письменности? ( Кирилл и Мефодий.) 4.Когда и где солунские братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита? (24 мая 863 года в городе Плиске, тогдашней столице Болгарии). 5. До какого века употребляется славянский язык в качестве церковного и литературного? (до 17 века на Руси.) 6. Сколько азбук имел славянский язык? Назовите их. ( Глаголица и кириллица) 7. Какая азбука древнее? (Глаголица? 8. Сколько букв было в глаголице? (40 ). В кириллице? ( 43 ). Святые Кирилл и Мефодий пред нами
( Награждение активных участников урока.)
|
© maltsewa-liubov |