Внеурочная деятельность.

 

 Лингвистический КВН.

Описание методической разработки.

Название. Интеллектуальная викторина «Лингвистический КВН»

Краткая аннотация. Разработка  представляет собой внеурочное занятие, которое может быть проведено в рамках Недели русского языка и литературы.

Учебный предмет: русский язык.

Уровень образования школьников. В игре принимают участие учащиеся 9 – 10 классов.

Форма учебной работы: внеурочная.

Технологические особенности. Для проведения игры необходимо следующее оборудование: компьютер, проектор  для показа  презентации.

http://А.П.Чехов.pptx

Презентация А.П. Чехов и наше село. 

День славянской письменности и культуры.

 Цель: способствовать воспитанию чувства гордости за свою культуру, уважения к предкам, оставившим великое духовное наследие.

Классы 7 и 8.

Слово учителя:

- Мы живем в стране, которая называется Россия. (Россияне, русские, русичи).

Каждый человек должен знать и помнить, откуда родом, кто его предки. Род, родился, Родина, родословная—все эти слова родственные(родственники), однокоренные.

Сегодня мы при помощи нашего устного журнала еще раз обратимся ко своим истокам, воздадим дань прошлому. А помогут нам в этом странички, посвященные празднику славянской письменности. Будьте внимательны, мы будем вам задавать вам вопросы учитывать ответы и подводить итоги в конце нашей совместной работы.

Ученик:

Ой, давным-давно, 1000 лет назад
К императору, да великому,
Человек пришел из Моравии
С болью, с просьбою за народ за свой —
Вести проповедь, да понятную,
Чтоб с Христом он мог разговоры весть.

Ученик:

Не случайно же выбор пал тогда –
На Кирилла-свет да Мефодия,
Братьев Солунских с Македонии.
Обручен Кирилл с детства с Мудростью,
Он наук познал тайны важные,
Опыт был богат и душа чиста.
А Мефодий-брат очень скромен был,
Опекая во всем брата младшего,
Брата младшего да любимого.

Ученик:

И создал Кирилл во короткий срок
Письмена славян, чтоб учить по ним,
За основу взял буквы древние,
Буквы древние, финикийские.
И Евангелие, и Псалтырь он взял,
Перевел он все с языка гречан,
Мефодий-брат помогал ему.

Ученик:

С родной матушкой распростившися,
И со тщанием помолившися,
Братья светлые в путь отправились,
В трудный путь пошли, на чужбинушку.
В город Велеград понесли они
Свои знания да бесценный труд.

Ученик:

Встретил их народ с большой радостью,
Ростислав почет им оказывал.
И внимали все с изумлением
Чудным звукам родных и понятных слов.
Люди — вестники да избранники,
Одаренные, озаренные,
В трудный путь идут, тяжкий крест несут,
Но в веках живут их деяния.

 

Страница первая: «Дорога к письменности».

1-ый Ведущий.

Итак, открываем нашу первую страницу. Всем известна поговорка: «Слово не воробей, вылетит—не поймаешь».

 - А можно ли поймать слово и передать другим? Как вы думаете?

Сейчас мы поиграем в игру «Сломанный телефон».

Но передать слово другому, конечно же, можно иначе, если его записать. Для этого нужно было изобрести письменность. Все началось, как думают некоторые ученые, с медведей. Было это очень давно. В те далекие времена люди жили в пещерах, ведь домов еще не было. Но в некоторых пещерах жили медведи. Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Так возникла дорога к письменности.

2-й Ведущий.

Когда люди открыли рисуночное письмо, они уже прошли большой путь по дороге к письменности. Но впереди их ждало еще очень много трудностей. Ведь далеко не все можно выразить с помощью рисунков.

 Около пяти тыс. лет назад в Египте были созданы первые письменные знаки—иероглифы. Слово иероглиф означает «священные знаки». Каждый иероглиф означает слово или его часть. В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии.

Страница вторая: «Бессмертный след Кирилла и Мефодия».

1-й Ведущий.

Принято считать, что славяне до миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия не знали письменности. Но есть основание полагать, что до Кирилла и Мефодия славяне уже имели некий прообраз письменности.

Более 1114 лет назад братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет письменности и знаний. Произошло это в 863 году.

Братья! Двоицу святую
В сей день радостно почтим!
Просветителей честную
Память светло совершим.
Песнью хвальною, велегласною
Да восхвалим их:
Радуйся, Кирилле,
Радуйся, Мефодие,
Радуйтесь, Словенских стран апостолы!

 

Братья родились в многодетной семье военачальника, служившего в Солуни, в городке на границе Болгарии и Греции. Мефодий был старше брата на 6 лет. Мальчики с детства знали 2 языка: родной греческий и славянский, т. к. население городка состояло наполовину из греков, наполовину из славян.

Константин благодаря живому и быстрому уму, страсти к учению и прилежанию, получил блестящее образование при императорском дворе. Оба брата жили духовной жизнью, не придавали особого значения богатству, славе, карьере. Младший брат переводил, писал, создав азбуку по-славянски. Старший — издавал книги, руководил школой, писал гимны и поэтические проповеди.

2-й Ведущий.

 - Ну, а как же была придумана азбука славян?

 

Сначала Константин изобразил звуки, общие у славян и греков. Каждый неизвестный звук он пробовал записывать по-разному. Если знаки казались ему неуклюжими, он их заменял. Каждая буква должна быть простой и четкой—легкой для письма. Ведь книг славянам потребуется множество.

1-й Ведущий

В связи с появлением славянской письменности, стали пустеть храмы, где проповедовали немецкие священники, и полны были, где звучала славянская речь. НЕ смогли с этим мириться немцы и объявили братьев и их книги вне закона. Вот тогда и пришлось братьям вместе с учениками отправиться в Рим. В Риме сам папа вышел к братьям, принял славянские книги, освятил их.

Константину не суждено было вернуться на родину. Тяжело заболев, он принял постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Умирая, Кирилл сказал брату: » Вот, брат, были мы с тобой парой в одной упряжке и пахали одну борозду. И я на поле падаю, окончив день свой. Не смей оставлять учительство свое…»

Мефодий, похоронив брата, вернулся к славянам, но по ложному доносу был заключен в темницу. На два с половиной года померк свет для того, кто сам нес свет людям. С огромным трудом ученикам удалось добиться освобождения Мефодия. Его просветительская и учительская деятельность продолжалась до самых последних дней.

2-й Ведущий.

 Вы узнали сейчас о том, когда и кем была создана наша азбука. Сегодня мы пользуемся с вами алфавитом, который нам кажется простым и удобным, но не всегда наша азбука была такой и выучить ее было гораздо труднее.

 - Посмотрите инсценированный эпизод из повести М.Горького «Детство». «Помню был тихий вечер; мы с бабушкой пили чай в комнате деда…

Вдруг дедушка, достав откуда-то новенькую книжку, громко шлепнул ее по ладони и бодро позвал меня:

 - Ну – кА, ты , пермяк, солены уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это – аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это – что?

 - Буки.

 - Попал! Это?

 

-Веди…»

-Какую пословицу можно подобрать к этому сюжету?

 ( Азбуку учат, во всю губу кричат!).

Страница третья: «Из жизни русского алфавита». 1-й Ведущий.

Следующая страничка поможет нам осуществить переход от славянской азбуки к русскому алфавиту.

Сейчас мы вам покажем некоторые буквицы, а вы постарайтесь догадаться, что они обозначили.

 ( Учащиеся выходят с написанными на альбомных листах буквицами).

                А теперь прочитаем название букв славянского алфавита. Так почему названная книга, по которой вы учились читать - Азбука?

-Посмотрим на первый славянский алфавит - кириллицу.

 

 Аз – я; Буки – буквы, книги;

 

Веди – ведать, знать; Глаголь - говорю, слово; Добро – добро;

 

Есть – есть; Живете – жизнь; Земля - земля; И – и; Како - как;

 

Люди - люди; Мыслите – мыслите;

-Почему буквы стоят именно в таком порядке?

Что хотели сказать потомкам создатели азбуки?

Какое важное значение хотели зашифровать Кирилл и Мефодий?

Попытайтесь найти след тайных слов азбуки. Составим текст.

(Я, книга, знающая слово добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю.

Я – буквы, знающие и говорящие добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю.)

 То есть азбука учит добру, она рассказывает о жизни земли.

2-й Ведущий.

-Можете ли вы назвать самую дорогую букву русского алфавита?

«Ъ» занимала место где-нибудь в самом конце и – помалкивала. О.И. Сенковский очень сердился на букву «ъ»:. «Пагубнее всех и всего этот тунеядец «ъ» … на хвосте русских слов: он пожирает более восьми процентов времени и бумаги».

1-й Ведущий.

Не замечая и не задумываясь, мы произносим слова, которым более сотен лет. Эти слова пришли из общеславянского в древнерусский, а потом в наш современный русский язык. Это знакомые всем нам слова: мать, отец, сын, брат, весна, зима и т. д. А сколько в нашем языке древних пословиц и поговорок, фразеологизмов, которые мы так часто употребляем.

 Игра «Собери пословицу»

(От каждого класса выходит по 3 человека, получают полоски бумаги с частью пословицы.)

Задание: составить целую пословицу.

2-й Ведущий.

-Спасибо вам буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Солунские братья – гордость всего славянского народа. Ведь благодаря им мы узнали жемчужины народной мудрости.

Страница четвертая: «День славянской письменности и культуры».

1-й Ведущий.

-Что такое праздник?

-День торжества, установленный в честь или память кого- либо или чего - либо.

 Отдавая дань памяти великим просветителям, болгарский народ издавна празднует 24 мая День славянской письменности. В 1885 году такой праздник отмечался и в России. Он был посвящен 1000- летию со дня смерти Мефодия.

С мая 1986 года в Мурманске по инициативе писателей Кольского полуострова чествуют письменную историю славян.

В школах города и области проводятся встречи с писателями, литературные вечера, конкурсы школьных сочинений, стенгазет, чтецов.

2-й Ведущий.

Будем же как клятву повторять заповедные нам строки великого русского поэта Анны Ахматовой, написанные в феврале грозного 1942 года:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем навеки.

Далее проводится викторина.

1.Какой язык является родоначальником современного языка? (Праславянский).

2. Второе название восточно-славянского языка. (Древнерусский).

3.С каким именами связано возникновение славянской письменности? ( Кирилл и Мефодий.) 4.Когда и где солунские братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита? (24 мая 863 года в городе Плиске, тогдашней столице Болгарии).

5. До какого века употребляется славянский язык в качестве церковного и литературного? (до 17 века на Руси.)

6. Сколько азбук имел славянский язык? Назовите их. ( Глаголица и кириллица)

7. Какая азбука древнее? (Глаголица?

8. Сколько букв было в глаголице? (40 ). В кириллице? ( 43 ).

Святые Кирилл и Мефодий пред нами
Их праздник великий и славный мы чтим.
Простые их буквы- не искры ли это?
Не брызги ли это небесных лучей?
Снопами Великого Вечного света
Они воссияли над жизнью людей.
На север славянский от светлого юга
Те искры святые они пронесли,
И их не задула суровая вьюга,
Они разгорелись по лону земли.
Вы чистые, юные, милые дети!
Любите угодников этих святых!
И пусть перед вами в таинственном свете
Сияют их лики в венцах золотых.
В тяжёлом сомненье, в житейской невзгоде.
В беде- повторяйте вы их имена.
Учители наши, Кирилл и Мефодий
Хранят нас молитвой на все времена.

 

( Награждение активных участников урока.)

 

© maltsewa-liubov

Сделать бесплатный сайт с uCoz